HOME

О хай-энде

Призрак Хай Энда бродит не только по цивилизованной Европе, но и среди нас. С помощью решительной и отважной госпожи Рекламы он проникает в наше сознание, вдохновляя нас на самодеятельное творчество и провоцируя на дорогие, иногда неоправданные покупки. Надеемся, что наш ответ поможет вам, дорогие читатели, более рационально использовать время и деньги.

Многие авторы пытались нарисовать словесный портрет господина Хай Энда, и некоторые из этих портретов уже появлялись в нашем журнале (см. “AM” №6 (11) 96, с. 34, “AM” № 3 (20) 98, с. 41). Увы, его ясного, отчетливого изображения достичь пока не удалось. Опыт показывает, что для процесса проектирования аппаратуры класса high end характерно совершенство технических идей ради эмоционально-психологического воздействия на слушателя. Не секрет, что умелое убедительное описание технических достоинств аппаратуры и ее высокая стоимость уже являются косвенным стимулом к рождению музыкальной вовлеченности. Только истые меломаны, а их всего единицы, могут смотреть на звуковой тракт как на “черный ящик”. Мы с пристальным вниманием относимся ко всем вопросам и просьбам наших читателей, но не все зависит от нас. В редакции уже рассматривался вопрос о целесообразности публикации принципиальных электрических схем аудиоаппаратуры и о возможности их индивидуальной рассылки, но случившийся в стране финансовый кризис может коснуться н нашего журнала, по крайней мере в связи со снижением покупательной способности потенциальных читателей. Таким образом, сейчас мы делать этого не можем, ведь потребуются определенные затраты на запросы в фирмы и в редакции зарубежных журналов. Собственной библиотекой схемной документации редакция пока не располагает.

Схемные решения, применяемые в аппаратуре класса high end, далеко не всегда новы и часто не отличаются научным изыском. Высокое качество звучания обеспечивается в основном качеством комплектующих, конструктивным исполнением на высоком уровне и технологичным процессом производства деталей. Погоня за высокой музыкальной верностью воспроизведения подняла технологию изготовления конденсаторов, трансформаторов, проводников на небывалый уровень качества и стоимости. Сто долларов за один конденсатор или один переменный резистор — не редкость, о проводах мы уже не говорим.

Что касается схемной идеологии, то в усилителях класса high end можно отметить пять основных факторов-особенностей:

1) малая глубина отрицательной обратной связи (ООС), вплоть до исключения из схемы традиционной общей ее петли, охватывающей несколько каскадов усиления;

2) работа усилительных каскадов в классе А;

3) в усилителях мощности нередко применяется однотактный выходной каскад;

4) усилительные каскады строятся преимущественно на лампах, так как в транзисторных схемах труднее обойтись без отрицательной обратной связи; иногда встречаются транзисторно-ламповые, “гибридные”, варианты;

5) двухтактные (пушпульные) усилители проектируются, как правило, по симметричной, балансной схеме.

Перечисленные факторы способствуют получению более живого, богатого нюансами звучания, по одновременно приводят и к нежелательным результатам. Первый фактор увеличивает выходное сопротивление усилителя, а это ограничивает выбор акустических систем. Если в АС имеются сложные фильтры, то из-за неравномерности импеданса искажается результирующая АЧХ, кроме того, усилитель с высоким выходным сопротивлением плохо демпфирует бас. Второй, третий и четвертый факторы затрудняют получение достаточной мощности, особенно в ламповых усилителях, что тоже накладывает ограничения на выбор АС. Рупорные АС, отличающиеся высокой чувствительностью, обладают весьма специфичным звучанием и могут не всем понравиться. Специфика звука вызвана акустической трансформацией в предрупорной камере, продольными осевыми искажениями внутри рупора и дифракцией на его краях. Пятый фактор, наоборот, способствует существенному улучшению звучания, но для его полной реализации желательно, чтобы весь звуковой тракт был симметричным.

В конструкторской идеологии можно выделить три ведущих принципа.

1. Тщательно отработанная топология монтажной схемы, исключающая вредное взаимодействие проводников и деталей.

2. Жесткость конструкции, применение демпфирующих материалов, обеспечивающих необходимую защищенность системы как от внешней звуковой волны, так и от внутренних вибраций, вызванных проходящими в схемах токами.

3. Применение особо высококачественных деталей и электрокомпонентов (конденсаторов, трансформаторов, проводников, припоя, электроизоляционных материалов и т. п.).

Последний из принципов — самый важный, на нем мы и остановимся подробнее. Качество деталей гораздо важнее совершенства схемы. Именно оно требует от разработчиков аппаратуры high end укорочения пути сигнала, упрощения схемы ценою научно-инженерных компромиссов. Теоретические достоинства самой совершенной сложной схемы могут утонуть в “фальшивом хоре” большого количества даже доброкачественных компонентов. Самыми коварными являются конденсаторы с их букетом плотных по спектру нелинейных искажений. Поэтому Вячеслав Медведев, убедившийся на собственном опыте в их “пагубном влиянии на звук” (см “AM” № 3 (20) 98, с 133), прав. Исключение составляют только конденсаторы с воздушным диэлектриком (да и то лишь с достаточно толстыми пластинами), но они неприемлемы для использования в диапазоне звуковых частот. Конденсаторы же с твердым диэлектриком — рабы материалов и конструкции. Три основные причины, портящие звук,- это вибрострикция, абсорбция и поляризуемость диэлектрика. Мягкий бумажный диэлектрик, да еще с масляным наполнителем, дает прекрасные результаты, потому бумагомасляные конденсаторы популярны и в аппаратуре high end, и у самодельщиков. В цепях питания аппаратуры должны использоваться конденсаторы с большой емкостью и низким импедансом, способные к мгновенному разряду. Эти требования противоречивы, их трудно конструктивно реализовать, и потому такие конденсаторы стоят дорого. Плохой же конденсатор в фильтре питания съест всю макродинамику, энергичность атаки звука.

Приводимые В. Медведевым преимущества трансформаторов (см “AM” № 3 (20) 98, с 135) вполне обоснованы. Амплитуда нелинейных искажений у трансформаторов бывает большой, но спектр этих искажений редкий и консонансный, поэтому звучание остается чистым, хотя и слегка окрашенным. Однако сконструировать хороший трансформатор, особенно выходной в усилителе мощности, — задача трудная и дорогостоящая. Здесь возникает ряд противоречивых требований: необходимая величина индуктивности первичной обмотки спорит с ее собственной емкостью и с индуктивностью рассеяния между первичной и вторичной обмотками. Существенны также степень химической чистоты и бескислородность меди, хотя структурой проводника в обмотке можно и пренебречь. Эти требования распространяются и на силовые трансформаторы, так как блок питания тоже весьма существенно влияет на звучание. Полупроводниковые диоды выпрямителя создают импульсные помехи, которые проникают в схему усилителя, поэтому особенно щепетильные разработчики применяют ламповые кенотроны.

К сожалению, уважаемые читатели, в рамках одной статьи невозможно дать исчерпывающие рекомендации и осветить все проблемы, волнующие с сегодня аудиофильский мир, — для этого не хватит и отдельной книги. Слушание музыки, как и ее исполнение, — это творческий процесс. Проектирование аппаратуры для этой цели — тоже творчество, где искусство и поиск опережают науку, а иногда и противоречат ее канонам. Желаем всем вам успеха в дорогом для вашего сердца (и для семейною бюджета) творчестве. Дерзайте, делитесь с нами вашими успехами и неудачами. Всегда рады вам помочь. Надеемся, что в дальнейшем наша помощь будет более содержательной и эффективной.

 

 
 

20-20000.RU 2010 г.