HOME

Улучшение звучания акустических систем

Следующие простые рекомендации позволяют существенно повысить качество звучания данных АС. Кроме того, общий подход может показаться интересным и при доработке других систем. Немаловажным является то обстоятельство, что несмотря на значительный эффект от модификаций, внешний вид АС нисколько не страдает

1. Доработка НЧ/СЧ динамика

Мне совершенно не понравился фланец, которым динамик крепится к передней панели и сам способ крепления соответственно. Слабо. Несерьезно. И очень плохая виброизоляция.

Методика доработки следующая:

С динамика снимается родное резиновое кольцо-прокладка. Внутренняя вогнутая поверхность фланца протирается бензином или ацетоном. В отверстия для винтов, крепящих динамик к передней панели вставляются палочки из пластилина. С лицевой стороны динамика пластилин расплющивается для герметичности

Динамик укладывается лицом вниз. Во внутреннюю поверхность фланца равномерно заливается заранее приготовленная эпоксидная смола ровно до края бортика фланца. Обратите особое внимание на тщательное размешивание приготовленной смолы – ошибка может стоить динамика. После застывания смолы вынимаем пластилиновые вставки. Получился толстый жесткий фланец, удобный для крепления. Теперь появилась возможность закрепить динамик на передней панели через нормальную толстую и широкую прокладку из пористой резины (я вырезал ее по контуру динамика из коврика для мыши). При креплении важно не затягивать сильно винты, чтобы у прокладки была возможность работать на упругость – в этом случае динамик будет “отвязан” от корпуса, что самым положительным образом влияет на воспроизведение нижней середины.

2. Демпфирование и укрепление стенок с внутренней стороны

На внутреннюю сторону стенок в верхней части ящика наклеен толстый линолеум. Кроме того, между боковыми стенками и задней стенкой (примерно на уровне нижнего края отверстия для платы кроссовера) вклеена П-образная перемычка из 20-мм ДСП. Теперь боковые стенки в верхней части корпуса отзываются на простукивание так же, как и в нижней, т.е. тихо. Исчезли резонансы в диапазоне 200-400 гц. Значительно улучшилось воспроизведение голоса. Исчезла заметная на некоторых композициях “деревянная” окраска звучания.

Края отверстия для НЧ/СЧ-динамика также усилены приклеенными к передней панели рейками из той же 20-мм ДСП. Это резко снижает вибрации передней стенки в районе ВЧ-динамика.

В нижней части ящика (там, где плотное заполнение синтепоном), я также вклеил две П-образные перемычки между боковыми стенками и передней панелью. Из верхней части ящика синтепон убран, вместо него стенки оклеены 30-мм поролоном. При этом важно, чтобы входное отверстие трубы было ничем не перекрыто.

На рисунке розовым цветом показаны добавленные элементы (вид ящика сбоку в разрезе):

 

http://igdrassil.narod.ru/audio/acoustics/tdl_rtl2up/Image2.gif

3. Кроссовер

В качестве ВЧ-звена в RTL 2 использована головка Vifa D20TD-05-06 (частота основного резонанса 1700 гц) с шелковым куполом диаметром 20мм и ферромагнитной жидкостью в зазоре. НЧ/СЧ-головка имеет полимерный диффузор, частота ее основного резонанса 29 гц, АЧХ имеет достаточно плавный спад начиная с 2.5 кгц.

Со штатным кроссовером, к сожалению, на ряде композиций напряженно и неприятно звучат духовые, в частности труба и саксофон. Долгие эксперименты привели меня к нижеприведенной схеме. Что интересно, она получилась даже проще оригинальной. При оценке тонального баланса за эталон были взяты имеющиеся у меня наушники Sennheiser HD-535. На мой взгляд, цель достигнута – проблемы с воспроизведением духовых исчезли, тональный баланс улучшился. Теперь практически нет музыкальных моментов, которые бы вызывали раздражение. Как легко понять, объективно изменения схемы кроссовера привели к повышению частоты раздела, что с одной стороны хорошо (меньше амплитуда сигнала на частоте резонанса ВЧ-головки, которая и так достаточно высока), а с другой стороны несколько ухудшает диаграмму направленности. Впрочем, с оригинальным кроссовером она также была далека от идеальной.

http://igdrassil.narod.ru/audio/acoustics/tdl_rtl2up/Image3.gif

Элементы L1,L2, R1 – из штатного кроссовера. Я рекомендую также перенести L1 подальше от L2, поскольку при штатном расположении они заметно взаимодействуют. Полярность включения динамиков не изменилась. Для полного счастья можно заменить катушки на “бессердечные”, а внутренние кабели — на что-то более толстое и серьезное.

Сразу скажу, что все прослушивания проводились с использованием транзисторного усилителя с низким выходным сопротивлением. Какое звучание будет при использовании лампового усилителя, я сказать не берусь. Впрочем, учитывая достаточно низкую чувствительность этих АС, вряд ли имеет смысл использовать их с ламповым усилителем.

 

 
 

20-20000.RU 2010 г.