HOME

Усилитель для наушников SRPP

   В бестрансформаторных усилителях для наушников SRPP, наиболее часто применяются распространенные отечественные двойные триоды, - 6Н23П, 6Н24П, 6Н6П. Реже 6Н2П и подобные им. Можно встретить и схемы на одиночных триодах типа 6С19П  и др. с низким внутренним сопротивлением.

каскад SRPP


   В ходе поиска «своего звука» в рамках "усилитель для наушников SRPP" я перепробовал практически все существующие схемы. Не претендую на истину в первой инстанции, но тем не менее скажу, что схемы на лампах 6Н2П и подобных им вообще не звучат. И как они вообще могут использоваться под наушники?!?, когда их внутреннее сопротивление недопустимо высокое для подобных устройств. В итоге получаем высокое выходное сопротивление каскада, превышающее сопротивление даже самых высокоомных наушников. И при этом имеем демпфирование недопустимо низкое. Замена этих ламп на импортные аналоги, естественно, ничего не меняет.

   Схемы на лампах 6н23п (6н24п) отличаются по звуку от схем на лампах 6н6п. Не возьмусь утверждать, что более низкоомная лампа 6н6п звучит лучше (по идее если, то должна бы!). Скорее, - просто звучат по-разному. На вкус, на цвет, одним словом…

   Лампы 6С19П, пожалуй, в лидерах в списке перечисленных ламп при построении усилителей для наушниках SRPP. Причем, практически по всем характеристикам звучания. Но при этом усилитель больше похож стационарный аппарат средней мощности, чем на усилитель для наушников. Уж больно громоздким он получается. Напомню, что 6с19п не является сдвоенным триодом. В итоге на два канала их набирается 4 штуки и еще 2 лампы на раскачку. Итого – 6 ламп. Общее потребление по одному лишь накалу почти 5 Ампер, то есть в первом приблежнии 35 Ватт только на накал.  Плюс анодное питание, и оно далеко не 15 мА. Силовой трансформатор при этом мелким никак не может быть. Еще и конденсаторы потребуются довольно больших емкостей.
   Одним словом, глядя на размеры своего уже собранного и хорошо звучащего макета, и прикинув возможные габариты оформленного конечного варианта усилителя (на вскидку если, то получалось по длине-ширине более, чем 30см х 30см), как-то расхотелось доводить начатое до победного конца. Эдакий монстр на моем некрупном компьютерном столе. Перебор, одним словом.
   На самом деле основным доводом было другое, более разумное или же более прагматичное, - если речь идет о бестрансформаторной ламповой схеме, то усилитель по определению обязан быть малогабаритным. Если же он получается неприличных размеров, то зачем вообще собирать на основе SRRP, когда таких размеров может быть обычный стереофонический  2 х 1 Ватт, но уже традиционный трансформаторный ламповый усилитель в классе А, который по определению звучать будет лучше SRPP (намотать-то хорошие выходные трансформаторы для меня не является проблемой).
 

   В целом если о бестрансформаторных ламповых усилителях для наушников SRPP… (типа, резюме):

   1. Высокоомные наушники (начиная где-то от 150 Ом и выше) звучат хорошо. Во всяком случае намного лучше, чем бюджетные и полупрофессиональные звуковые карты, имеющие выход под наушники. 
   Относительно низкоомные наушники звучат попроще (Их желательно подключать к выходу усилителя через сопротивление 50-100 Ом. Но в последнем случае может не хватить громкости для любителей слушать очень громко (если наушники имеют низкую чувствительность).
   Для наушников с сопротивлением 32 Ом и ниже эти схемы совсем не подойдут (если только не собрать усилитель на лампах 6с19п. Но тогда имеем на столе серьезные габариты.).

   2. При кажущейся своей простоте и уверениям авторов, что его схема SRPP не требует настройки (она, действительно, не требует настройки только в том случае, если не предъявлять к звуку никаких повышенных требований и просто радоваться факту, что собрал схему и она сходу заработала), все эти схемы требуют как подбора самих ламп, так и скурпулезного подбора резисторов в катодах ламп, - звучание при этом меняется довольно значительно.

   3. Схемы на разных лампах звучат по-разному. И не на чуть-чуть разнятся, а довольно сильно отличаются по характеру звучания. Одним словом, в поисках своего звука придется перепробовать разные лампы.

   4. Импортные лампы звучат немного интересней отечественных. Отечественные лампы старых годов выпусков звучат лучше, чем выпущенные после 80-ых. Завод-производитель тоже имеет значение. Обычно лампы завода Светлана качественней остальных, но, правда, не всегда так, и это относится не ко всем лампам.

   5. Еще более чем лампы на конечный результат влияет качество конденсатора на выходе и конденсатора в цепи катода. К сожалению, аудиофильские конденсаторы стоят очень дорого, - намного дороже даже импортных ламп. Бюджетным вариантом можно считать установку конденсаторов фирм ничикон, джамикон. Более дешевые ставить не стОит,  - звук усилителя станет совсем посредственным.

   Остальное, как и во всех ламповых схемах, - правильная разводка и питание накала постоянным током значительно уменьшают фон. Дроссель или электронный стабилизатор в цепи анода тоже во благо, как и емкости в цепи питания по возможности бОльших номиналов, чем обычно указывают авторы на своих схемах.

   Одним словом, овчинка выделки стоит!  Попробуйте самостоятельно собрать ламповый усилитель для наушников по бестрансформаторной схеме ;-). Если потратитесь на несколько тысяч рублей на приличные радиодетали, то будете вознаграждены за это хорошим ламповым звуком за относительно небольшие деньги. Во всяком случае все недорогие (с аукциона ebay и т.д.) ушные китайские усилители на транзисторах за эти же деньги звучат заметно хуже. А те, которые собраны на микросхемах, - значительно хуже.
   Ссылки на конкретные и реально рабочие схемы ламповых усилителей
SRPP, проверенных и собранных мной, приведу чуть позже.

 

 

20-20000.RU 2010 г.