НА ГЛАВНУЮ • ПОИСК ПО САЙТУ |
Что такое сабвуферИтак, что же такое сабвуфер? Сабвуфер — это акустическая система, воспроизводящая самые низкие частоты. Низкими называются частоты, лежащие в диапазоне от 20 до 300 Гц. Сразу оговорюсь, что в типичной городской комнате (до 30 кв.м.) практически невозможно получить 20 Гц, т.к. объём помещения достаточно мал. Возможно, вслед за этим последует вопрос: а зачем нужен тогда сабвуфер, раз 20 Гц в помещении не получишь? Так вот, сабвуфер необходим для качественного воспроизведения низких частот в условиях комнаты. Естественно, при соответствующей настройке. Правильно настроенный сабвуфер будет «растворяться» в системе, обогащая её звук низкими частотами. Какие бывают сабвуферы. Они бывают пассивные и активные. Пассивный конструкцией практически не отличается от обыкновенных АС с той лишь разницей, что вместо комплекта динамиков в нём всего один, реже два и более НЧ-динамика. Пассивные сабвуферы дешевле, но гораздо сложнее в настройке. Поэтому наибольшее применение нашли именно активные сабвуферы. Они, как и активные АС, содержат внутри корпуса встроенный усилитель. Сабвуферы имеют регулировки уровня и переключатель (в более простых и дешёвых моделях) или регулятор сдвига фазы, низкоамплитудные входы (разъёмы RCA) и высокоамплитудные входы, а иногда и выходы. Так же встречаются и регулятор частоты среза. Регулировка уровня — это, грубо говоря, громкость сабвуфера. Она необходима для настройки сабвуфера, чтобы он играл не тише и не громче всех остальных АС. Переключатель фазы требуется для согласования с остальными АС, т.к. активный сабвуфер может находиться практически где угодно (исключая углы комнаты). Конечно, предпочтительнее не переключатель, а регулятор, т.к. он позволяет более точно подстроить саб, плавно регулируя изменение фазы. Низкоамплитудные входы предназначены для подключения к ресиверу (таких сейчас большинство), имеющим специальный выход на сабвуфер (SUB OUT). Регулятор частоты среза необходим для согласования с фронтальными АС. Он может быть с фиксированными значениями (многопозиционный переключатель) или с плавным изменением частоты среза. Последний предпочтительнее, т.к. позволяет более гибко настроить сабвуфер практически под любую акустику. При установке значения частоты среза сигнал с частотами выше этой частоты воспроизводится АС, а ниже — сабвуфером. Такая регулировка иногда бывает и в ресиверах, но пригодится она для владельцев тех сабвуферов, в которых нет этой регулировки. Высокоамплитудные входы сабвуфера нужны для подключения его к ресиверу с помощью входов на фронтальную стереопару. Небольшое примечание. Как известно, для качественного воспроизведения низких частот требуется много энергии. При использовании пассивного сабвуфера, Ваш ресивер/усилитель будет отдавать большинство мощности именно сабвуферу, а остальным АС останутся остатки. В случае же применения активного саба, ресиверу/усилителю будет легче работать, т.к. он будет выдавать мощность только на акустику, в то время, как саб будет питаться от встроенного усилителя. О типах акустического оформления сабвуферов. Акустическое оформление сабвуферов обычно бывает двух типов: закрытого и фазоинверторного. Бывают и исключения. Например, сабвуфер с пассивным радиатором или сабвуфер с акустическим лабиринтом. Акустическое оформление закрытого типа — это просто закрытый ящик с динамиком и встроенным усилителем. Такие сабвуферы меньше бухают, у них более ровная частотная характеристика, но у них рано начинается спад громкости звука по низким частотам. Сабвуферы с таким типом оформления более всего подходят для использования их в музыкальных системах. Они менее критичны к местоположению, чем фазоинверторные модели. Однако большинство сабвуферов имеют акустическое оформление типа фазоинвертор. Это позволяет сабвуферу воспроизводить более широкий диапазон частот, нежели в закрытом корпусе. Размещение фазоинвертора и динамика. Встречаются несколько вариантов: динамик и фазоинвертор на лицевой панели; динамик на лицевой панели, фазоинвертор направлен в пол; динамик в пол, фазоинвертор на лицевой панели и проч. Бывают модели с двумя и более динамиками. Естественно, каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы, а также особенности установки. Рассмотрим поподробнее.
Динамик на лицевой панели, фазоинвертор в пол, также как и в случае, когда динамик в пол, а фазоинвертор на лицевой панели – промежуточный вариант фазоинверторных сабвуферов между теми, которые были рассмотрены выше. Они сочетают достоинства первого (мощный бас) и второго (более ровная частотная характеристика), но, к сожалению, не все так хороши, как предыдущие два типа. Наряду с достоинствами, унаследованы и недостатки: не рекомендуется ставить близко к стенам, у варианта с фазоинвертором на передней панели на большой громкости тоже может быть слышен шум воздуха из фазоинвертора.
Выбор сабвуфера. При выборе сабвуфера необходимо отталкиваться от нескольких факторов: бюджет, площадь комнаты, предполагаемое месторасположение сабвуфера, звуковые вкусы, диапазон частот, максимальное звуковое давление, а также фирма-производитель остальных ваших АС. Неплохие сабвуферы начинаются от 300$. За эти деньги Вы получите, скорее всего, хороший верхний и средний бас, но не ждите, что такой сабвуфер озвучит Вам зал в 50 кв.м. Его уделом будет комната 8-20 кв.м. без претензий на глубокий бас. Сабвуферы за 500-1000$ способны работать в помещениях до 30-35 кв.м. Здесь Вы получите всё, учитывая, естественно, площадь помещения. Сабвуферы свыше 1000$ — удел больших площадей и достаточно привередливых людей. Что касается мощности, то необходимо учитывать, что чем она больше, тем лучше, однако не стоит впихивать в 10-ти метровку киловаттный саб. Необходимо также учитывать месторасположение сабвуфера в комнате. Есть общая рекомендация: желательно ставить саб вдоль длинной стены подальше от углов. Однако, на практике далеко не всегда так. В таком случае придерживайтесь тех рекомендаций, которые даны к каждому типу сабвуферов. По поводу звуковых вкусов можно высказать следующее: если Вам нужен размах, масштабность — берите американцев, если же необходима правильность звука, то европейцев, в первую очередь, англичан. Обычно сабвуферы любой фирмы согласованы с акустикой той же фирмы, поэтому рекомендуется приобретать сабвуфер той же фирмы, что и остальные АС. Исключение составляют несколько фирм, среди которых REL и VELODYNE, которые занимаются производством исключительно сабвуферов, и, надо сказать, у них получаются очень хорошие универсальные сабы, подходящие практически к любой акустике. Диапазон частот можно считать неплохим, если нижняя граница — хотя бы 40 Гц. Для недорогого 300-долларового сабвуфера это хорошо. Чем ниже нижняя граничная частота, тем больше баса Вы получите. За верхней границей не стоит гнаться, т.к. всё равно диапазон частот 350-1000 Гц будут воспроизводить Ваши АС. Даже лучше, если у сабвуфера полоса частот будет более узкой, тем легче ему и качественнее он будет воспроизводить эти самые низкие частоты. Максимальное звуковое давление от 100 дБ. можно считать нормальным для сабвуфера за 300$. Опять же, чем больше эта цифра, тем громче будет сабвуфер. Ещё один момент, который рекомендуется учитывать при выборе сабвуфера, это количество регулировок и способ их выполнения. Рекомендуется обратить внимание на то, чтобы присутствовали плавные регулировки уровня (LEVEL), частоты среза (CUT OFF или FREQUENCY) и фазы (PHASE). У недорогих сабвуферов последний регулятор в виде двухпозиционного переключателя не возбраняется. В сабвуферах средней и высшей ценовых категорий встречается также переключатель MUSIC/CINEMA (музыка/кино), который позволяет немного корректировать частотную характеристику под тип программы. Если он есть — хорошо, нет — не страшно. Подключение: Сабвуфер подключается либо по высокоамплитудным, либо по низкоамплитудным входам. При подключении по высокоамплитудным входам необходимо подключать к усилителю/ресиверу на разъёмы для второй пары акустики (если аппарат позволяет). Если же есть высокоамплитудные выходы, то возможно следующее подключение: от выходов на фронтальную пару ресивера сигнал идёт на сабвуфер, где НЧ сигнал отсеивается и воспроизводится с помощью сабвуфера, а СЧ/ВЧ сигнал идёт на фронтальную акустику. В этом случае усилитель сабвуфера бездействует. Такое подключение используется редко и в тех случаях, когда подключение по низкоамплитудным входам либо невозможно, либо даёт неудовлетворительный результат, а так же в случае, если сабвуфер пассивный. При подключении по низкоамплитудным входам используются пара разъёмов RCA с пометкой SUB OUT или SUB PRE-OUT (что одно и тоже). Если имеется только один выход с ресивера, то подключение происходит только в разъём левого входа (RCA с пометкой L (MONO)). Низкоамплитудные выходы нужны для подключения второго сабвуфера. Это применяется в очень больших помещениях. Выводы: Итак, какой же требуется сабвуфер? Во-первых, доступный Вам. Во-вторых, желательно той же фирмы, что и остальная Ваша акустика. Также необходимо учитывать площадь комнаты, предполагаемое месторасположение сабвуфера и Ваш вкус. Запомните: к чужим мнениям можно лишь прислушиваться, потому что в итоге слушать и пользоваться Вам. |
20-20000.RU © 2010– г. |