НА ГЛАВНУЮ • ПОИСК ПО САЙТУ |
Доработка S-90(Часть 2) Согласно проспекта 90-х годов Рижский радиозавод выпускал серийно две модели акустических систем: 35АС-212 или «S-90» и 35АС-012 в модификациях «S-90B», «S-90D», «S-100B». Все модификации 35АС-012 имели одинаковый набор динамиков и соответственно одну схему фильтраь ( о доработке s-90 я рассказывал в предыдущей статье. Пришла пора заняться доработкой S-90, а также и её предшественницы 35АС-1, имеющих похожий набор динамиков. Эти модели имеют переключатели уровня ослабления энергии, подводимой к СЧ и ВЧ динамикам, позволяющим подогнать их под уровень НЧ динамика и подстроить систему под конкретные условия прослушивания. Всё это хорошо конечно, но ведь «бухает и цыкает», как ни крути переключатели. А хочется чтоб было музыкально. Как-то я тут распинался с альтернативными мыслями о доработке «S-90». Наиболее перспективной показалось использовать фильтр «Nivaga 9» из предыдущей статьи и пересчитать его на другой набор динамиков, а переключатели СЧ и ВЧ оставить в исходном заводском виде. Получившаяся схема доработки S-90 представлена на рисунке 10. Предлагаю назвать её «Nivaga 10».
Отличительной особенностью фильтра является
наличие резисторов R1,R2,R3,R4, которые обеспечивают
непосредственный потенциальный контакт всех динамиков с выходом УМ и
не дают фазовой характеристике далеко уходить от линейной
зависимости по частоте. Если внимательно посмотреть на схему
доработки S-90, то можно заметить, что сопротивление этих резисторов
близко к активному сопротивлению соответствующих динамиков. Дотошные
товарищи могут конечно добавить к ним индуктивный эквивалент этих
динамиков. Я поленился, так как и в таком виде качество звука меня
вполне удовлетворило, а возможности экспериментировать в звуковой
камере у меня нет. Ну а если ещё внимательней посмотреть на схему
полосового фильтра, ведущего к СЧ динамику, то можно увидеть, что он
был создан из ранее разработанного фильтра типа «Nivaga 6 или
8” путём замены динамиков на эквивалентные резисторы. Точно так же в
фильтрах НЧ и ВЧ резисторы R1и R3 являются эквивалентами
соответствующих динамиков. Следовательно, эта схема с параллельным
подключением динамиков является логическим развитием предыдущей с
последовательным соединением динамиков, а значит сохраняет все её
достоинства, о которых написано в более ранних статьях. И в то же
время она создаёт новые возможности двигать частоту среза всех
четырех входящих в схему фильтров независимо друг от друга, управляя
пиками и провалами в АЧХ колонки, чего не было в предыдущей схеме. В
конкретном случае этой схемы я стремился раздвинуть частоты среза НЧ
и СЧ динамиков, а также частоты среза СЧ и ВЧ динамиков на
пол-октавы. Результаты по доработке S-90 блестящие. Упругий бас,
стереопанорама, объём, чистая середина — всё, чего жаждет ухо
меломана, присутствует в доработанных колонках «S-90». |
20-20000.RU © 2010– г. |