НА ГЛАВНУЮПОИСК ПО САЙТУ

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ НА БАТАРЕЙКАХ

Началось всё с покупки хорошей звуковой карты для компьютера. Послушал её на наушники с проигрывателем Apollo-37. Звучит отлично, почти как с винила. Усилитель решил делать на лампах. «Походил» в сети, посмотрел схемы, многое показалось интересным. Для начала сделал простенький на 6Н2П–6П14П с проходными конденсатороми от радиолы «Латвия-4», с резисторами и блокирующими емкостями в катодах, с мостовым выпрямителем на диодах и фильтрующими электролитами, транс ТВЗ-1-9, короче классика жанра Рис.1. Послушал — звучит хорошо, но низкие вялые, слабые, нет атаки.

Дальше по мере получения более качественного звука происходили следующие метаморфозы схемы:

1. Исчез проходной конденсатор (но в цепи катода 6П14П появился резистор 1,5 кОм, низких опять нет).

2. Блок питания стал кенотронным, но ещё с электролитами (уже лучше).

3. Опять вернулся проходной конденсатор и появился SRPP каскад (улучшения звука не замечено).

4. На 2-м этаже SRPP каскада стал пентод 6Ж32П (гораздо лучше).

5. Транс ТВЗ-1-9 заменен на ТС-180-2 (низкие стали более глубокие, но атаки опять нет).

6. Опять исчез проходной конденсатор и схема изменилась до неузнаваемости Рис.2. Блок питания стал двухполярным, катод 1-й лампы смещён в глубокий минус. Разность потенциалов между катодом второго этажа и средней точкой соизмерима по величине с напряжением смещения выходной лампы и подходит по знаку. Эту разность можно регулировать в широких пределах напряжением анода SRPP каскада. Исчез за ненадобностью резистор в катоде выходной лампы (появилась атака, низкие почти идеальные).

7. Электролиты в БП заменил на МБГВ, МБГО (звук по всем параметрам изменился в лучшую сторону).

8. Исчез резистор с блокирующей ёмкостью в катоде 1-й лампы благодаря фиксированному смещению на сетке (вот она батарейка, ура!) Включил, послушал и понял, это ТОТ звук, который искал — чистый, глубокий, акцентированный бас, сочные средние и воздушные верха.

9. Исчез резистор и фильтрующий конденсатор в цепи анода 2-го этажа SRPP каскада, вместо них установлен электронный регулятор на 6Н8С (звук как-то сразу очистился по всему диапазону).

Начался подбор типа ламп для SRPP и выхода. Были испробованы почти все доступные на радиорынке триоды и пентоды. В SRPP больше всего понравилась пара 6Н9С-6Ж8, а на выход 6П13С. Я назвал бы эти лампы «безтембровыми», т.к. никакой отсебятины они не вносят. Подбираю лампы с возможно большим током эмиссии Рис.3. Не знаю правильно это или нет, но лампы с большим током звучат лучше — это факт.

Особенности схемы:

Ток 6П13С меряю косвенно по падению на сеточном резисторе. Аккумуляторы работают в режиме саморазряда, и раз в год зарядить их не проблема. На трансе ТС-270-1 доматываю 4 обмотки без разборки — 2 для накала 5Ц3С 14 витков, и 2 для накала SRPP 20 витков. Кому нужна мощь может перевести выходную лампу в ультралинейный или даже в пентодный режим, правда с потерей качества.

 

Монтаж:

В качестве шасси применил горизонтальный корпус от старого 486 компьютера. В подвале уместились все фильтрующие ёмкости, а сверху лампы, трансы и дросселя. Монтаж выполнил серебрянкой но не потому что это улучшает звук просто с ней удобно работать — паяется быстро и качественно. Трансы и  дросселя заэкранировал и закрепил на шасси через резиновые прокладки. На переднюю панель вывел индикаторы тока и разъём для зарядки аккумуляторов т.к. последние впаял в схему намертво. От регулятора громкости впоследствии отказался т.к ни разу им не пользовался (всё регулирую в компьютере) и усилитель задышал как-то глубже. Немного о деталях: лучшие резисторы для звука это старые зелёные ВС-0,5, а лучшие проходные конденсаторы (на мой взгляд) это КБГ-И в керамическом корпусе от старых ламповых
приёмников.

ВНИМАНИЕ !

 

Любые ошибки монтажа могут привести к потере выходной лампы. Повторное включение не ранее чем через 2 минуты после выключения, с этим приходится мирится чтобы не усложнять схему задержкой анода.

 

Первое включение:

Ставим резистор «Ток 6П13С» в нижнее по схеме положение, включаем усилитель, даём прогреться 5 мин (индикатор должен стоять на «0»), плавно доводим ток анода до 55 мА. Калибруем индикатор резистором 30к. Следим за током анода — если не плывёт то всё нормально. Настоящий звук появится через 40-50 часов когда прожарятся все лампы и приработаются проводники в цепях прохождения сигнала.

 

Параметры:

Гармоники, чувствительность, АЧХ и т.д. не мерял. Выходная мощь — когда слушаю Pink Floyd стёкла в окнах дрожат.

 

Моя акустика: Рис.4

НЧ блок — в закрытом ящике объемом 240 литров (ДСП 30мм.) стоят 2 динамика 6ГД-2 правого и левого канала, паралоном оклеяна только задняя стенка.

СЧ-ВЧ блок — 2 динамика 5ГДШ-4 в небольших открытых корпусах (герленом доработана внутренняя поверхность гофра).

Заключение:
Аппарат работает уже год, слушаю с удовольствием, на аккумуляторах до сих пор 1,2 В без зарядки. Один раз пришлось покрутить ток выходной лампы в связи с заменой 6Ж8. Конечно можно применить более качественный выходной транс, или какую-нибудь редкую заморскую лампу на выход, но это уже дело вкуса.

 

P.S. По совету автора сайта http://sergeev21.narod.ru Сергея Сергеева, за что ему огромное спасибо, я подобрал более низкоомные дросселя вместо ТВЗ-1-9. Лучшим вариантом оказался всё тот-же ТС-180-2 собранный и распаянный как выходной транс 1-3″, омическое сопротивление — 21 ом ( ТВЗ1-9 — 240ом). Низкие стали более аккуратные, чёткие с сохранением глубины. АЧХ на слух выровнялась в НЧ диапазоне. Высокие и средние стали жёстче и натуральнее. Стереобаза — точнее. Казалось-бы один элемент, а сколько положительных изменений! Дросселя не экранировал, фона нет. Габариты для меня не имеют значения, главное это звук, и этот звук мне нравится больше.


20-20000.RU © 2010– г.