Ламповый усилитель для наушников является достаточно простым
устройством, с самостоятельной сборкой которого вполне справится
и тот, кто весьма далек от радиоэлектроники, и даже паяльника
никогда в руках не держал.
Что нужно для этого?
Всего-то ничего, - хорошая схема, проверенная временем и легкая
для повторения. Готовность немного напрячь голову и потрудиться
руками. Ну, и радиодетали нужны, из пестрой разрозненной кучки
которых создастся усилитель, который много лет будет радовать
творца не только замечательным ламповым звуком, но и согревать
душу своим «ламповым» видом, каждый раз намекая «Теперь и ты в
числе Избранных»… ;-)
Как-то озадачившись темой
лампового усилителя для наушников за короткое время на макетах
перепробовал я практически все популярные схемы. Одни понравились
своим звучанием, другие совсем не понравились. Звучание
некоторых «сырых» схем удалось улучшить подбором более точных
режимов работы ламп, или же заменой ламп на другой тип.
Попадались и схемы, которые можно назвать законченным продуктом,
которые являли собой результат скурпулезной исследовательской
работы ее создателя. В первую очередь это относится к творениям
г-на Манакова, - в его схемах практически нечего улучшать. Можно
только саму схему радикально изменить, - но тогда это уже будет
совсем другая схема.
Ламповых схем усилителей для наушников довольно много.
Отличаются они между собой в первую очередь по признаку наличия
или отсутствия выходного трансформатора.
Есть полностью ламповые схемы. Существуют и так называемые
гибридные схемы ламповых усилителей, в которых лампа стоит на
входе, а выходная часть усилителя реализована на биполярных или
же на полевых транзисторах. У каждой схемы свои плюсы и минусы.
Выходной трансформатор
всегда считался самым главным звеном в трансформаторных схемах
традиционных ламповых усилителей, от которого более всего
зависит конечный результат. Усилители для наушников на лампах в
этом не являются исключением. И если речь идет о ламповом
усилителе с трансформаторным выходом, то и тут трансформатор
играет решающую роль.
К сожалению, хорошие
выходные трансформаторы стОят довольно дорого. Начинающему
любителю изготовить выходник самостоятельно на высоком уровне
весьма сомнительно.
И это неправда, которую крутят в интернете многие известные
авторы, уверяя, что для наушников вполне подойдет любой выходной
трансформатор, выдернутый из какого-нибудь старого испорченного
телевизора. Схема с таким трансформатором на выходе (типа, ТВЗ
1-9 и ему подобными) играть, разумеется, будет. Но звучание ее
очень далеко отстоит от того, что можно назвать звуком класса
Hi-End. И даже если забыть о существовании брендовых
трансформаторов очень высокого качества от всемирно известных
производителей, таких как Tamura, Tango, и сравнить звучание
самодельного трансформатора, вышедшего из-под рук известных
российских умельцев, с упомянутым выше телевизионным ТВЗ 1-9, то
это будет именно «Небо и земля». Разумеется, не в пользу ТВЗ
1-9, который надуманно нахваливают по всему интернету.
Трансформатор
ТВЗ 1-9 имеет только один плюс, - это халява, или же
почти халява. Больше плюсов у него нет. Всё
остальное сплошные минусы.
Именно
по причине отсутствия возможности купить или невозможности
изготовить качественный малогабаритный выходной трансформатор
большую популярность среди любителей лампового звука приобрели
бестрансформаторные схемы ламповых усилителей для наушников.
В основе всех этих схем, как правило, каскад с
динамической нагрузкой SRPP. Схемотехника эта стара как мир. В
популярных советских периодических изданиях для радиолюбителей
70-ых годов не раз встречались схемы бестрансформаторных
ламповых усилителей, построенных по этому принципу. А сам каскад
SRPP был изобретен заметно раньше.